Казачьи патрули, дефилировавшие вчера в центре Москвы, дискредитируют казачье движение в России. Эта самодеятельность не имеет ничего общего с полномочиями по охране правопорядка, предусмотренными законом о казачестве. Какой должна быть казачья служба и как выглядят настоящие казаки при исполнении обязанностей, в интервью "Большому Кавказу" рассказал первый товарищ атамана Кавказской казачьей линии Дмитрий Разумов.
Эксперимент по казачьему патрулированию в центре Москвы провалился. Восемь разнокалиберных мужчин напрасно пытались создать видимость правоохранительной деятельности. Никого, кроме пары нелегальных торговок у Белорусского вокзала да двух нищенок, они не устрашили. Один, в камуфляже, выглядел как Филиппок в папиной папахе. Другой, в черной куртке и штанах с красными лампасами, весь заплыл жиром, смотрел неприветливо и вызывал чувство неприязни. Еще несколько надели синие пиджаки, но на одном красовалась ушанка, на другом - фуражка, а на третьем - папаха. Тот, что надел самую приличную бурку, был зато самым заросшим щетиной.
Ряженые в казаков продефилировали по вокзальной площади и переходу, дали себя поснимать и уехали восвояси, прихватив нелегальный товар.
После этого Комитет по делам казачества и префектура Центрального административного округа Москвы отреклись от соучастия в этом шоу. Они заявили, что казачий патруль вышел по собственной инициативе, не уведомив чиновников. "В Управление внутренних дел по ЦАО ГУВД города Москвы документов и обращений о совместном патрулировании с казаками территории округа не поступало. Городской штаб народной дружины на 27 ноября нарядов казаков на патрулирование данного района не выделял. Департаментом региональной безопасности города Москвы также не выдавалось никаких согласований на обеспечение общественного порядка с привлечением представителей казачества",- говорилось в заявлении пресс-службы администрации округа.
Между тем о том, что экспериментальное патрулирование назначено на 27 ноября, заранее предупреждал префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов. По его словам, в ЮВАО казачьи дружинники "действуют уже давно", "и это здорово, что зародившуюся у нас инициативу перенимают и в других округах города". Вот "юго-восточные казаки" и делились вчера с "центральными" опытом службы по охране правопорядка. Зотов обещал, что они будут выявлять места несанкционированной торговли и неправильно припарковавшихся автомобилистов. Однако связываться с водителями даже по просьбе журналистов "экспериментаторы" не стали.
Вот так была осмеяна благородная идея приспособить казаков к патрулированию населенных пунктов. Больше всего ей противились представители национальных меньшинств, которые опасаются беспредела со стороны казаков в отношении нерусских. Но это не они поставили спектакль с ряжеными в центре Москвы. Казачье движение в России неоднородно, и самонадеянных простаков в нем хватает. Вот только страдает от подобных выходок имидж всего казачества, заявил в интервью корреспонденту "Большого Кавказа" первый товарищ атамана Кавказской казачьей линии Дмитрий Разумов.
- Казачий патруль в Москве вызвал только насмешки. Как вы думаете, в чем дело? Патрулирование было неправильно организовано? Как оно должно проходить?
- При исполнении служебных обязанностей казаки должны четко знать, что делать. Это первое. Второе - они должны соответствовать хотя бы приближенно требованиям, которые предъявляются к гражданам, имеющим право делать замечания. То есть они внешне должны быть людьми, похожими на порядочных. Третье: должно быть юридическое обоснование тому, что они вышли патрулировать. На федеральном уровне таких законов нет, есть на уровне субъектов Федерации. Например, это может быть постановление города Москвы, где оговариваются все вопросы. В Краснодарском крае это была инициатива органов власти, которая поставила задачи казачьим патрулям. Я их видел. Это не такие толстые мужики, как в Москве, которых на такси за три дня не объедешь, а молодые люди, физически подтянутые.
- Вы в целом за или против казачьего патрулирования?
- В том виде, в каком оно существует в некоторых субъектах Федерации, я против. Ну что мы кидаем людей без оружия, словно солдат на танки? Вот в Воронежской области Дума приняла закон, который описывает все моменты, связанные с привлечением казаков. Они охраняют жизненно-важные объекты. Я встречался с тамошним атаманом. Он мне говорит: "Мы не выводим казаков на улицы, они же не защищены. Если случится что, кто-то, например, выстрелит из травматического пистолета, ранит казака, какие гарантии, что он получит на лечение или семья будет обеспечена по потере кормильца?". Прежде чем посылать людей, нужно их подготовить. Тем более в Москве, где сложная криминогенная ситуация. У нас и так много позорища, ведь люди не разбираются, что казаки бывают разные - вольные, традиционные, реестровые. Один напортачил, и народ судит обо всем казачестве. В 1905 году по казачеству был нанесен огромнейший удар, когда казаков бросили на разгон выступлений рабочих и крестьян, и казакам дали негативную кличку "нагаечники". Сегодня словно хотят окончательно дискредитировать казачество, выслав непонятно кого на наведение порядка. Все казаки на форуме КИАЦ - Казачьего информационно-аналитического центра - возмущены таким шагом, который опозорил казаков в целом.
- Как должно оплачиваться патрулирование?
- Реестровая служба предполагает исполнение определенных обязанностей перед государством - наводить ли общественный порядок или мусор убирать - это все делается на договорной основе. Деньги закладываются в местные бюджеты. До реформы МВД у нас была муниципальная милиция, а сейчас ее нет, и под контролем муниципалитета нет организации, которая бы обеспечивала порядок. Но эту работу надо выполнять, и ее делают казаки. На безвозмездной основе они не будут этого делать. Закон 154-й 2005 года предполагает возмездное исполнение обязанностей по несению государственной и муниципальной службы.
- Префектура в Москве заявила, что никакого договора не было. Значит, там казаки как раз на безвозмездной основе вышли, погуляли.
- Вот эта самодеятельность должна пресекаться.
- А форма какая-то общая должна быть у казаков?
- Есть указ президента о форме одежды реестровых казаков. Она должна быть парадная, выглажена. Обувь начищена, сами казаки должны быть подстрижены. Пугалом не должен быть казак. У реестровых казаков, как у солдат, форма определена. У нас в Ставропольском крае городское казачье общество выполняет охрану администрации города. Они в черкесках, в парадной одежде стоят у входа на регистрации граждан, подстрижены, побриты. Они согласовали все вопросы с администрацией. У казаков не должно быть анархических проявлений. Должен быть регламентирующий документ, который определяет их внешний вид и обязанности.