Мусульмане России недавно отметили Курбан-байрам. У россиян, не являющихся мусульманами, любой исламский праздник вызывает всплеск негативных эмоций. В некогда гостеприимной Москве многие все чаще считают, что мусульманам тут вообще не место. Масла в огонь подливают протесты жителей Митино и Люблино против строительства в их районах мечетей. Антиисламские настроения жителей столичных окраин передаются другим россиянам. От всего, что связано с исламом, они ждут только самого плохого. Почему это происходит и как это можно преодолеть?
Елена Чудинова , писатель, автор книги "Мечеть Парижской Богоматери".
"У москвичей обостряются не антимусульманские настроения, а инстинкты самосохранения. Они опасаются за свое здоровье и жизнь своих близких. Москва всегда была гостеприимным городом, и не надо приписывать москвичам какую-либо агрессивность по отношению к другим людям, чем грешат многие российские СМИ.
Есть мнение, что рост числа мечетей способствует притоку рабочей силы из мусульманских регионов и финансовым вливаниям в бюджет Москвы. Простите, но благосостояние основной массы москвичей никак не зависит от деловой и производственной активности таджиков или азербайджанцев, которые к тому же не только не являются москвичами, но и не имеют российского гражданства.
Кому выгоден рост числа мечетей в Москве? Тому, кто заинтересован в привлечении в Москву нелегальной рабочей силы и нелегальных капиталов. Надо также четко понимать, что тех мечетей, которые есть в Москве и других крупных городах, вполне хватает для граждан России, исповедующих ислам. Не было бы ни прорыва оцеплений, ни безумной давки, ни требований москвичей что-то сделать, если бы речь шла об удовлетворении религиозных потребностей граждан России. Но об удовлетворении этих потребностей речи не идет. Мечети, против которых восставали в Текстильщиках, Митино, Люблино, планируются под приток нелегальных мигрантов, вот в чем проблема. Эту проблему необходимо решать сверху.
Россия попала под проект принудительной мечетизации, плоды которого сейчас пожинает Франция. Недавно группа молодых жителей французского города Пуатье выступила против того, чтоб их город превращался в аналог Исламабада. Я послала этим молодым французам приветствие и слова поддержки и солидарности".
Фарид Салман, муфтий Центрального духовного управления мусульман.
"Я был бы сейчас осторожен в плане слова "москвич". За последние 20 лет образ москвича сильно размылся. Коренных москвичей в Москве очень мало. Нынешнее население столицы - это выходцы со всего бывшего СССР. Сейчас получается так, что люди, которые живут в Москве по 10-15 лет, наиболее ярые носители вируса оголтелой исламофобии. Эти люди выступают и против ислама как такового, и против этнических мусульман, многие из которых являются давними жителями Москвы. Жизнь заставляет многих мусульман селиться в Москве по ряду причин: работа, учеба, устройство личной жизни, карьеры.
Почему в обществе многие относятся к исламу негативно? На это много причин, одна из которых - поведение людей, которые называют себя мусульманами, но своими поступками дискредитируют имя мусульманина и наносят огромный вред имиджу ислама. Еще одна причина - события, происходящие в мире. В Швейцарии, во Франции, Голландии - местах наиболее компактного проживания мусульман в Европе - сейчас идет стихийная антиисламская волна, которая, в свою очередь, рождает мусульманское противодействие. Протесты против строительства мечетей в Митино и Люблино - перенос на Россию общемировых процессов, и, судя по всему, попытка провокации взаимного христианско-мусульманского противостояния в России.
Что нужно делать, чтобы Россия не получила противостояние одних законопослушных граждан России против других законопослушных граждан - российских мусульман? Думаю, что федеральным властям нужно серьезно озаботиться выработкой единой сильной государственной идеологии. Это нужно сделать хотя бы к 4 ноября - Дню народного единства. Эта идеология должна четко уяснить россиянам, что ислам не является для России враждебной "идеологией гастарбайтеров". Те же гастарбайтеры - наши бывшие граждане, а ислам является частью истории Москвы. Я говорю не только об Исторической и Соборной мечетях Москвы, но и таких местах, как улицы Балчуг, Арбат, Большая и Малая Ордынка. Названия этих улиц - часть общего мусульманского наследия России".