Абдулбаки Тодашев, отец Ибрагима Тодашева, застреленного при допросе агентами ФБР, отправится в США для того, чтобы инициировать независимое расследование. По его словам, практика показывает, что внутренние расследования ФБР по такого рода инцидентам, как правило, заканчиваются оправданием сотрудников спецслужб. Тодашев по-прежнему убежден: его сын ни в чем не виновен. В интервью BigCaucasus Абдулбаки Тодашев отметил, что на его стороне факты, и при поддержке юристов и правозащитников он вправе рассчитывать на успех.
Абдулбаки, что изменилось с 22 мая, с момента убийства вашего сына? Есть ли какие-то подвижки в деле?
Если отсчитывать с мая, то можно отметить, что правозащитная организация «Американский союз защиты гражданских свобод» обратилась в ФБР с просьбой обнародовать заключение судмедэкспертизы. Есть опасения, что их могут засекретить. Правозащитники приводят статистику, согласно которой с 2011-го по 2013 год сотрудники спецслужб застрелили 70 человек. При этом все внутренние расследования по этим инцидентам закончились оправдательными вердиктами. Так что, чтобы добиться справедливости, необходимо провести независимое расследование. Правда, я пока не знаю, как это будет выглядеть на практике. Буду разбираться на месте.
Связывались ли вы с российским МИДом, наши дипломаты будут вам помогать?
С МИДом у меня давно не было контактов, но я разговаривал с представителями российского посольства в США. Меня попросили обязательно им позвонить по приезде. Обещали помочь, сделать все, что в их силах. В любом случае, мне нужно будет зарегистрироваться в посольстве. Некоторые вопросы мы обсудим при встрече, что-то надо будет уточнять, узнавать уже в ходе дальнейшего пребывания в США. Я, безусловно, рассчитываю на их помощь. Хотя в основном надеюсь на поддержку адвокатов и правозащитных организаций.
Со дня трагедии уже прошло больше двух месяцев. Появились ли у вас какие-то новые версии - что могло стать мотивом убийства?
Мое мнение не изменилось. Не знаю, хотели сотрудники ФБР что-то выяснить или предлагали моему сыну работать на них, но мне кажется, они поставили неприемлемые для него условия. Или же он знал информацию, которую они не хотели придавать огласке... Версии здесь могут быть разные. Но я убежден, что мой сын не совершал ничего преступного.
Есть ли какие-то предпосылки, позволяющие вам рассчитывать на успех?
В первую очередь - это убежденность в невиновности сына. Кроме того, на нашей стороне факты. Даже если допустить, что мой сын общался с кем-то «не тем». Разве за это нужно убивать? Сотрудники ФБР пришли к нему домой на допрос - нет ни видеосъемки, ни свидетелей, ни адвокатов... Выстрелы были произведены в сердце и голову. То есть его не пытались ранить, стреляли так, чтобы иметь стопроцентную гарантию, что он не выживет. Я считаю, что это умышленное убийство.
Но внутренние расследования 70 инцидентов закончились оправданием действий сотрудников спецслужб. Есть ли обратные прецеденты, когда при помощи независимого расследования удавалось довести дело до суда?
Такой статистики у меня, к сожалению, нет. Единственное, что я точно знаю - правозащитники, как только узнают о такого рода преступлениях, стараются сразу же придать их огласке. Если дело засекретят, рассчитывать на объективное расследование уже будет сложнее.
Справка: Уроженец Чечни Ибрагим Тодашев был застрелен агентами ФБР во Флориде 22 мая в своей квартире. Сотрудники спецслужб допрашивали Тодашева по поводу двух преступлений - бостонского теракта, в совершении которого обвиняются братья Царнаевы, а также тройного убийства в городе Уолтем в сентябре 2011 года - среди жертв преступления был друг одного из братьев Царнаевых Брендан Месс. В конце июня Абдулбаки Тодашев привез тело сына из США и похоронил его на родовом кладбище.