Пытаясь найти ответы на некоторые вопросы, корреспондент GTimes поговорила с автором и исполнителем спектакля «Записки сумасшедшего» Эльвином Адыгезалом.
- У Гоголя Поприщин постепенно, день за днем погружается в свой мир, а ваш герой уже изначально болен. Почему?
-Я просто решил уйти от хронологии событий. Становится понятно, что он когда-то в здоровом прошлом работал, что был безответно влюблен. Понятно же, что сумасшедшими не рождаются.
- Ну с этим утверждением я могу поспорить, но дело не в этом. В Гоголе нам интересно именно это поступательное развитие, мелкие изменения, мы внимательно следим, как он записывает число и месяц, и когда видим месяц мартобрь, например, мы понимаем, что болезнь прогрессирует.
- Да, но это ваше личное восприятие.
- Скажите, почему вы выбрали для постановки именно эту вещь?
- Гоголем я заинтересовался несколько лет назад, сначала произведения прочел, потом биографию. Меня привлек его маленький человек. Как режиссера, меня всегда интересовал именно он. Посмотрите, вокруг их так много. Вы их не замечаете, а они везде. Вот один чистит бассейн, вот другой на фонаре меняет лампочку.
- Чтобы правдоподобно описать сумасшествие, Гоголю потребовалось «только представить себе...». А вам для того, чтобы правдоподобно сыграть, через что пришлось пройти?
- Наверное, мне помогли наблюдательность, заметки, вникание в суть.
- «Записки сумасшедшего» - это ведь не только и не столько описание психического состояния человека, это сатира, и довольна острая, которая разоблачает все недостатки общественных отношений эксплуататоров и эксплуатируемых. Шизофреник Поприщин нужен был Гоголю, чтобы его устами говорить правду, раскрывая подлинный характер отношений, основанных на могуществе должности и капитала. Чем не сегодняшний день? Чем не сегодняшний Азербайджан? Ведь вы же не действовали в отрыве от времени и места?
- Я никогда не боялся говорить правду.
- И все-таки для вас «уход от действительности» - это тотальное поражение маленького человека, или наоборот, это триумф человека, который не захотел принимать реальность, потому создал свой мир?
- Думаю, ни то, ни другое. Он где-то посередине, между поражением и триумфом. Он понимает, принимает, но страдает. Прав по-своему, как и все мы.
- Ваш Поприщин находит покой?
- Да.
Мы все в сегодняшнем мире привыкли быть или победителями, или неудачниками, делить все и всех на кроликов и удавов и на уровне отдельной личности и в масштабе государства. Сильные поедают слабых. Все, как в мире животных. Только в отличие от них, нам обязательно нужно точное и конкретное определение себя и других. Веками мы самоопределяемся, самоутверждаемся, самоидентифицируемся и становимся дальше друг от друга. Богатый от бедного, араб от еврея, осетин от грузина, армянин от азербайджанца. Мы и воспринимаем всех именно через эту призму достижений: победитель он или проигравший? Отчего?
Отвечу словами великого Гоголя, потому что у меня самой нет ответа.
«Думаю, все это происходит от того, что мы воображаем, что мозг наш находится в нашей голове, тогда как его приносит ветер со стороны Каспийского моря».