29 марта в Генеральную прокуратуру Грузии на имя главного прокурора страны Муртаза Зоделава поступило заявление от заключённого Ильгара Мамед-задэ. В заявлении гражданин Мамед-задэ указывает на многократные факты избиения, называет конкретные имена и ссылается на заключения медицинской экспертизы.
Ильгар Мамед-заде был задержан при крайне странных обстоятельствах. В 2005 году Тбилиси готовился к приезду президента Соединённых Штатов Джорджа Буша. Чтобы принять столь высокопоставленного гостя с должным почётом, на одной из центральных площадей Тбилиси, Тависуплебис Моэдани, власти города решили устроить уличную экспозицию старинных ковров и килимов. Семья Мамед-заде владеет небольшим специализированным магазином в центре на Мейдане, который как раз торгует старинными коврами. Вот к ним и обратились представители администрации президента с просьбой выставить свои ковры на площади. Мамед-заде с удовольствием согласился. Надо сказать, что Джордж Буш был впечатлён экспозицией и приёмом настолько, что сфотографировался с Ильгаром Мамед-задэ и даже наградил его орденом Белого дома, а позже, уже находясь в своей стране, выслал письмо с благодарностью.
Читайте также: От тюрьмы до Грузии не зарекайся
Через некоторое время Ильгар едет в Батуми, куда его пригласили друзья, и внезапно его, уже готового возвращаться домой, останавливают полицейские и производят обыск. При нём обнаруживают некоторое количество амфетаминов, что с лихвой позволяет его арестовать.
Вот что говорит мать Ильгара, Ия Каджая:
- Я - мать незаконно заключённого Ильгара Мамед-задэ. В 2005 году он, находясь в Батуми, был задержан полицейскими, которые сами и подбросили ему в машину таблетки - амфетамин. Были свидетели этого всего, которые видели, как ему подбрасывают таблетки. У него были свои таблетки, он всегда их берёт с собой, так как он хронически болен: у него тяжёлое генетическое заболевание, из-за чего он страдает излишним весом. Плюс он кардиологический больной с гипертонией. Его арестовали, но, в связи с тяжёлыми заболеваниями, спустя несколько месяцев выпустили. Почти полтора года он был на свободе, пока мы не получили официальную бумагу от прокурора Батуми Гелы Махарадзе, где указывалось, что Ильгару необходимо явиться в суд и заплатить штраф в размере 20 тысяч грузинских лари (примерно 12 тысяч долларов). Адвокат, который защищал наши интересы, пытался договориться на сумму в 15 тысяч лари, которую мы могли бы осилить, на что нам сказали в прокуратуре, что вообще-то сумма штрафа составляет 50 тысяч. Якобы изначально, учитывая наше положение и болезнь Ильгара, нам пошли на уступки. Так что рассерженный прокурор прямо заявил: или платите 50 тысяч лари, или мы его сажаем. Мы вернулись домой и попытались принять какое-то решение. А тут его вдруг объявляют в розыск, задерживают и сажают. И вот уже скоро будет шесть лет как он сидит. На последнем суде я не выдержала и сказала прокурору: "Вы ведь сами прекрасно знаете, что не было этих амфетаминов, сам следователь, который занимался его делом, мне лично говорил, что да, не было у Ильгара никаких таблеток из запрещённой группы, но против прокуратуры не пойдёшь". Сегодня этот самый прокурор, Гела Махарадзе, сам арестован и отбывает свой срок за взятку в размере 18 тысяч долларов. А мы ему тогда отказались давать взятку. Он ведь и нам предлагал, да денег у нас не было таких.
- Чем вы объясняете задержание Ильгара? Кому понадобилось подбрасывать ему наркотики? Какая у него биография?
-Да обыкновенная у него биография. Окончил университет Дипломатических отношений в Грузии, потом продолжил образование в Ирландии и работал по специальности в сфере международных отношений. Никакого криминального прошлого, никаких тёмных пятен в его биографии нет.
- Есть ли у вас какие-нибудь предположения насчет истинной причины его задержания?
- Всё началось с этой выставки на Мейдане в честь президента США. По телевидению пошёл репортаж, где было указано о дорогостоящей коллекции Эльдара Мамед-задэ (ныне покойный отец Ильгара). И, откровенно говоря, мы ведь это сделали абсолютно бескорыстно, выставили самые лучшие экземпляры, которые потом от дождя пострадали. Эти грузинские килимы приносят люди, чтобы заложить, потом спустя какое-то время выкупают, если могут. А так как многие ковры испортились, нам от этого всего только убыток был. Так получилось, что Ильгар был на приёме, у него есть фото, где он запечатлён с двумя президентами - Михаилом Саакашвили и Джорджем Бушем. Потом эту фотографию ему