Еще лет пятнадцать и мы утратим историческую память о происхождении 8 марта. Маркетинговые технологии сделали день женской солидарности "вторым новым годом". Но, дело Клары Цеткин которая придумала лишний повод напомнить о свободе женщины выжило и победило - сегодня мы несем цветы свободным женщинам, которые сами решают, с кем им жить и когда рожать. Но стали ли они счастливее тех женщин, которые все еще живут где-то там, рядом с "мрачным средневековьем"?
-Понимаешь, у вас все как-то распланировано, все четко по жизни. Пара детских романов, на третьем курсе большая любовь, на четвертом, убежала из дома. И все, вот и вся твоя романтика на всю жизнь, а мне нужен драйв, - Саше кажется не терпелось закончить этот монолог, чтобы отхлебнуть глоток виски. С Микаэллой, своей старой подругой, они вдвоем сидят в небольшом ресторанчике, отделанном "под пещеру" с названием, подчеркивающим морскую романтику. Это не случайно - шум прибоя через дорогу.
-То, что ты называешь драйв, это называется другим словом, не в обиду, подруга. Ты вся такая в драйве, сегодня один, завтра другой, по клубам. А что в сухом остатке? Тебе тридцатник, ты ненавидишь Москву, а ты знаешь, за что ты ненавидишь Москву? Потому что ты там одна и тебе не к кому позвонить в выходные и поэтому ты, чуть что, сразу едешь сюда. В чем смысл такой жизни, а? Вот у меня два пацана подрастают, это смысл... - со стороны кажется, что подруги шепчутся друг с другом, здесь в маленьком кавказском городе за жизнь разговаривают тихо, потому что и "у стен есть уши".
Александра, сюда, в страну, где все смыслы жизни для большинства людей крутятся вокруг больших застолий и успехов подрастающих детей, приезжает уже лет восемь подряд. Она влюблена в нее и мечтает когда-нибудь сюда перебраться навсегда. У нее здесь все хорошо, кроме одного - здешние мужчины серьезно к ней не относятся. Ни один из ее романов еще не смог выйти за рамки курортного. Но, многочисленные визиты сделали Сашу своего рода экспертом по семейной культуре Кавказа, поэтому она далека от стереотипов, которыми переполнено российское восприятие кавказской женщины. Но, жить, как подруга Микаэлла она не хочет. Ей так скучно.
-Ты создала себе смыслы, потому что уже давно не интересуешь своего мужа, - Саша перешла в атаку, закурив сигарету и подняв голос. Молодые официантки у барной стойки мгновенно оживились, появился шанс получить пищу для сплетен.
-Он крутился вокруг тебя, пока ты не вышла за него. Потом, ты сама говорила, забил на тебя, бухал, гулял, пока ты кормила детей. Ну и что, что сейчас поумнел, твои лучшие годы прошли бездарно, - виски в сашином стакане опять закончилось. - Сейчас не говори, наперед знаю, что скажешь. Я тоже хотела иметь детей, вот увидишь, они будут, но у меня есть, что вспомнить, а у тебя нет, только пеленки, утренники, - Саша наконец закончила.
Она права. Взрослая жизнь кавказской женщины однообразна. В ней есть дети. Главное родить детей, тогда появляются смыслы. Сам по себе брак, это не смысл. Он может быть счастливым, а может быть несчастным, но он явление постоянное, почти вечное. Дети любимы всегда, с ними хорошо всегда. Муж, еще лет пять назад "отжигавший" по кабакам, может вписаться в эту идиллию своей жены и своих детей, а может, и нет. Если нет, это слезы, обиды, но жизнь продолжается. "Наши матери тоже так жили", - скажут подруги.
В России брак - проект личный. Если он успешный, то только благодаря тем или иным качествам самих супругов. Если нет, то их развод, это их личное дело. На Кавказе брак - проект социальный. Схожесть характеров, дело десятое. Супруг, несет еще и социальную ответственность, что делает бессмысленным формальный развод - жить придется если не в одном доме, то в очень тесной связи со своей семьей. Чтобы создать новую семью, придется преодолеть колоссальное давление окружения. Не каждый на это решится.
-Знаешь, чего в тебе нет? Любви в тебе нет, - Микаэлла вернулась слегка протрезвевшая после разговора по мобильному с мужем под шум прибоя. Аслан не настаивал на том, чтобы она ехала домой, он лучше сейчас позовет пацанов, и они тоже неплохо "погужбанят".
-Я люблю, и мне бывает скучно. Но ты никого не любишь, и тебя никто не любит, и тебе тоже скучно. Так что я за то, чтобы было скучно с мужем и детьми, - подняла тост Мика.
-Не, ты не обижайся, но я вас не могу понять. Мы, бабы любим плакать. Но, мы о разном с тобой плачем. Ты трясла задницей на дискотеке, а я, дурочка с 14 лет нянчилась с племянниками, представляя, что это мои дети. Вы долго выбираете мужика, не понравился, пошла искать нового. Плачешь? Плачешь. А почему плачешь, потому что мужик тебе нужен, чтоб были дети, чтобы было так, как у меня. А как же они у тебя будут, если на мужика смотришь как на марку лайбы(автомобиля-ред.)? Я бы за каждый минус Аслана если бы разводилась, теперь где бы мои дети были? - Мика закурила сигарету, чего никогда не делает прилюдно и на улице.
Она хочет продолжить "давить" Сашу, но Саша не хочет ее слушать. Этот разговор каждый раз уходит в дебри обсуждения разницы менталитетов и культур. У Саши есть свои аргументы и сейчас она их выскажет, закончив разговор.
Мы не будем цитировать ее последние слова, просто выскажем на наш взгляд главное. В кавказских культурах, самое главное в жизни, институт семьи. Крепкие, добрые отношения в семье, или наличие детей нивелируют в сознании женщины все прочие смыслы. А поскольку, семья на Кавказе, это социальный институт, то уж если она возникла, скорее всего, будет явлением постоянным.
В России, смыслы, связанные с семьей, в лучшем случае равнозначны иным смыслам жизни - карьере, образованию, личной свободе и т.д. А поскольку институт семьи, это личный проект людей, ее создавших, то она относительно неустойчива, если сравнивать ее с кавказской семьей.
Кавказские культуры сфокусированы в большей степени на семейных ценностях, российская - на социальных. Все остальное, это стереотипы, в том числе про замотанных, угнетаемых кавказских женщинах в темных одеждах.