Нина Топуридзе - одна из более восьмисот тысяч женщин Тбилиси. Нина - уроженка Тбилиси, но провела заграницей более 10-ти лет. Первый отъезд был связан с болезнью, а потом наступили сложные 90-е, когда из Грузии уезжали все, кто только мог. С этим потоком унесло в Европу и Нину. Запад её многому научил, изменил её пристрастия, вкусы, сделал более раскованней и улыбчивой. Но, как считает сама Нина, дом есть дом. И он у человека может быть только один. Сегодня она снова в Тбилиси.
- Нина, Вы долго прожили за рубежом. Какие это были страны, и где Вы жили дольше всего?
- А Москва считается заграницей?
- Ну, в общем да, хотя это в большей степени зависит от того, какие это были годы.
- Это было в советское время, и уехала я по болезни. Лечение затянулось, и я осталась там в общей сложности на 5 лет. Но если брать уже времена, когда Грузия была независимой, тогда следует рассказать об Англии. Англия мне понравилась больше, чем другие страны Европы. Вопреки расхожему мнению, что люди там холодные, чопорные и высокомерные, на самом деле я всего этого не заметила. Для меня Англия - это добродушная атмосфера, уважение к традициям и семейным ценностям.
- Выходит, Вас на Западе привлекало именно привычное, родное.
- Да. Очень трудно уехать из такой страны, как Грузия, например, в Германию. Там тебя действительно ожидает холод и безразличие. Чувствуешь себя инородным телом. Я так и не смогла привыкнуть к прохладному климату в обществе, адаптироваться, стать своей. А в Англии можно запросто постучаться в дверь к соседу и попросить, например, луковицу, и тебе её непременно дадут. Приходишь в гости, проводишь какое-то время в тёплой обстановке, а на прощание они могут завернуть тебе кусок понравившегося пирога и сказать при этом "Вот тебе к утреннему чаю", или даже кастрюлю с супом дать домой. Чувствуешь это тепло и становится хорошо на душе.
- Вам приходилось работать в Англии?
- Да. Я работала в одной компании, которая проводила конкурсы бальных танцев. Мне непосредственно приходилось иметь дело с командами из стран постсоветского пространства. Специфика работы у нас и на Западе сильно отличается. Во-первых, там огромное количество вакансий, которые не требуют высшего образования. Здесь, даже если ты претендуешь на место продавщицы в магазине, то у тебя обязательно спросят про образование и предпочтение отдадут той, у которой целых два ВО. В Европе, когда тебя уже взяли на оплачиваемый испытательный срок, начнут посвящать во все этапы работы. Ты начнёшь с самых низов и поэтапно пройдёшь все ступеньки. Это помогает потом, когда ты даёшь поручения своим подчинённым. Твои требования не бывают невыполнимыми. Ты понимаешь сам, о чём идёт речь, сколько ему понадобится времени для выполнения твоего поручения. Эту практику неплохо было бы перенять грузинским работодателям.
- Эту работу Вам сложно было найти?
- Так получилось, что меня устроила подружка. Но там действительно была вакансия. Женщина ушла в декретный отпуск, и место освободилось.
- Выходит, Вы и в Европе устроились на работу по знакомству, так, как принято устраиваться у нас, в Грузии. У Вас оставалось свободное время? Как Вы проводили свой досуг?
- Да. Во-первых, я сама очень дисциплинированный человек, во-вторых, сам уклад жизни так устроен, что всему своё время. Есть время работать, есть время отдыхать. У меня это были встречи с друзьями, походы в кино, в кафе, рестораны.
- Где Ваш день длился дольше: здесь или в Лондоне?
- В Англии. Знаете, там больше успеваешь сделать. Здесь зависишь от многих внешних факторов. Иногда приходится работать вне графика, сверхурочно. Всегда всё не запланируешь. В Лондоне даже время в автобусе проводишь с толком.
- Например?
- Забираешься на второй этаж, устраиваешься поудобнее. Можешь поесть, покрасить ногти лаком, почитать брошюру. А здесь транспорт - это место, где не живёшь, где не хочется задерживаться.
- Что в Вас лично изменила Европа?
- Наверное, она в первую очередь привила мне любовь к минимализму. Во всём. В одежде, в интерьере. У нас ведь как? Принято считать, что чем больше блестит, чем дороже, тем лучше. А на самом деле лучше, чтобы всего было было поменьше, чтобы во всём больше присутствовал сам человек.
- Знаете, Нина, я заметила, что люди, жившие в Европе, по возвращении становятся постоянными клиентами магазинов "Second hand". Они предпочитают покупать одежду именно там.
- А я скажу Вам, почему. На Западе привыкаешь к определённому качеству. И избавляешься от предрассудков. Там ничего зазорного в том, чтобы купить вещь, бывшую в употреблении, не видят.
- Наоборот, скорее, эта вещь уже обладает энергетикой.
- Вот именно. Я очень люблю копаться в вещах в такого рода магазинах, зачастую выбирая вещь просто на ощупь, по фактуре и качеству материала. По большему счёту, такого качества товар здесь у нас нелегко найти в других магазинах. В основном это ширпотреб, до первой стирки. А когда удаётся купить качественную брендовую вещь за смехотворные деньги, получаешь определённое удовольствие и потом с гордостью демонстрируешь её друзьям, говоря, что ты купила её, скажем, всего за пять лари. Ещё в Англии есть книжные магазины "Second hand". Книга ведь очень дорогостоящий товар в Европе. И есть книги, которые один раз прочтёшь и потом к ним уже не вернёшься, вот и сдают их в такие магазины.
- Как наши букинистические магазины?
- Нет, не совсем. Книги там в более лучшем виде.
- Нина, что бросилось Вам в глаза в первую очередь, когда Вы вернулись в Грузию после долгого отсутствия?
- Это была грусть на лицах людей. Я бы не сказала, что они злые, но именно грустные. И немного грубоватые. В Европе более улыбчивые лица, больше вежливости. Например, в Италии или Испании, если ты на улице понравилась какому-то мужчине, он обязательно подойдёт, сделает комплимент, скажет кучу приятного, подарит цветок или угостит мороженым. И это ни к чему тебя не обязывает. Если хочешь, продолжай знакомство, а не хочешь, на любой стадии прерывай.
- А что в Грузии?
- Грузин, даже в том случае, когда ему очень понравилась женщина, дальше того, чтобы крикнуть ей вслед что-нибудь , не пойдёт. Он будет смотреть, и всё. Человеку всегда и везде не хватает простого человеческого тепла, вежливости, доброты. Даже когда знаешь, что улыбка продавщицы - просто маска, что она дежурная, всё равно это приятней, чем встретить суровое лицо, полное грусти. Или, к примеру, возьмём отношение к пешеходам. У нас водители не уступят дорогу пешеходу ни за что, особенно когда за рулём женщина. Она же никогда не уступит женщине-пешеходу дорогу. А в Европе непременно уступит.
- И всё-таки, как бы хорошо Вам ни было в Европе, Вы вернулись. Почему? Это как-то связано с переменами во власти? В 2011-ом году мне часто приходилось встречать грузин, живущих в разных европейских странах. И почти все они говорили, что если к власти придёт Иванишвили, то они вернуться домой. Ваше возвращение как-то связано с этим?
-Нет. Я абсолютна аполитична. Я всегда чувствовала, что мой дом здесь. Когда я покупала что-то, всегда первая мысль была: "Вот когда я буду дома, сделаю то-то и положу это вон туда". Даже когда я была замужем. А я дважды выходила замуж. Всё равно именно этот дом я называла своим домом.
- И как Вы сейчас живёте здесь? У Вас есть работа?
- Стыдно сказать, но я на мамином иждивении. Хорошо, что у неё есть небольшой достаток. А я уже год и два месяца в поисках работы. Сейчас ещё трудности из-за возраста. Мне 48 лет. А в таком возрасте немного сложновато найти работу. Тем более что востребованы те специальности, которых в моё время, когда я училась в институте, вообще не существовало. Здесь работодатели всё время требуют какие-то сертификаты, прохождение курсов, различных тренингов. А ведь всё это можно просто купить. Их же выдают частные организации. На мой взгляд, они никак не отображают действительных знаний. При приёме на работу очень важно личное собеседование. Но я не падаю духом, активно ищу работу, хожу на всякие встречи, стараюсь всё время быть на виду. Всё моё окружение в курсе, что я безработная. Так что, может, скоро повезёт. При прежнем правительстве был такой фактор при приёме на работу: ты не должна была быть из оппозиционной партии, друзья и родственники тоже должны были быть "чистыми". У меня есть друзья из "Грузинской мечты". И вот однажды, в одной компании, меня почти взяли на работу, даже вакансию искусственно создали, так я им понравилась. Но когда они просмотрели мой профиль в социальной сети, то отказали мне.
- А были предложения уже при новой власти?
- Пока нет. Но я думаю, моя безработица - временное явление. И я скоро найду работу. Но в любом случае я уже не хочу возвращаться в Европу.
- Нина, Вы дважды были замужем, а сегодня вы снова свободны. Это Ваш личный выбор?
- Нет. Здесь нелегко завести знакомство. Если ты пришла в ночной клуб или на какую-то выставку одна, то, скорее всего, так и проведёшь вечер в одиночестве. Даже на уровне флирта мужчины очень неактивны.
Беседовала Кама Рзаева