На фоне великих свершений чеченских властей эта история может показаться кому-то очередной попыткой злопыхателей испортить бочку меда ложкой дегтя. Но, увы, в Чечне есть не только самая большая в Европе мечеть, самый красивый на Северном Кавказе киноконцертный зал и прочие самые-самые строения и восстановленные города и села, но и бездомные старые люди. Они, пережившие сталинскую депортацию, 2 чеченских войны, потерявшие все, остались на обочине жизни. Одна из них - Зура Эскаева.
С лета 2012 года и по сегодняшний день Зура, а в этом году ей исполнилось 75 лет, живет в недостроенной техстанции на улице Маяковского, напротив ресторана "Аргун" в городе Грозном. Всю свою жизнь Эскаева проработала на стройке, жила в общежитии Ремонтно-строительного Управления №1, в Октябрьском районе города Грозный. В 1982 году получила от государства квартиру по адресу ул. Маяковского 113 "б", где и проживала по 1994 года включительно. В 1994 году дом был серьезно поврежден во время боевых действий, а потом разобран на кирпичи предприимчивыми гражданами, поскольку государственная комиссия признала дом непригодным для обитания.
С 1994 по 1998 год Зура проживала, с ее слов, в соседнем корпусе того же дома на улице Маяковского, либо в сталинском бараке, расположенном по тому же адресу. Объяснения ее по этому поводу достаточно сбивчивы и носят несколько хаотичный характер. Но это и не важно - грозненцы, пережившие войну, прекрасно помнят, как люди выживали в это время.
В 1998 году Эскаева переехала в частный дом на улице Лермонтова, где добрые люди позволили ей жить до 2010 г.С 2010 года она снимала старую хибарку за 5 тысяч рублей в месяц по ул. Академика Павлова. Так продолжалось до 13 июля 2012 года, когда Эскаева была вынуждена переселиться в заброшенное строение.
У любого кавказца возникнет вопрос: неужели у нее нет родственников, которые не могут приютить старушку? У Зуры есть дочь, проживающая на Камчатке, и 3 внучки, чуть лучше адаптированные социально, чем их мать и бабушка. Сами они, по ее словам, живут в однокомнатной квартире. Поэтому претензий к близким за неучастие в ее судьбе у Зуры нет.
Но у Эскаевой есть претензий к властям, как к местным, так и к федеральным. Они, говорит Зура, разрушили ее дом. "Я проработала всю жизнь на тяжелых работах, чтобы получить свой угол, а теперь ко мне приходят чиновники и говорят: "Иди жить в дом престарелых или общежитие". А я не пойду, потому как знаю, что им нужно от меня избавиться. Я требую вернуть мне то, что у меня было и что я потеряла не по своей вине. Я не воевала, не я начала эту войну. Почему я должна идти в дом престарелых, когда мне должны вернуть нормальное жилье, которое у меня было?" - задается вопросом Эскаева.
Она рассказала, что директор ГТРК "Вайнах" Ельсаев проявил сочувствие и даже ездил с Зурой в администрацию Ленинского района, ходатайствовать о ее судьбе. Добрым словом вспомнила участкового Сугаипова, юриста правозащитного центра "Мемориал" Шамиля Тангиева и убитую Наталью Астемирову. Эти люди в разное время помогали несчастной старушке.
Возраст и 2 войны, пережитые ею в подвалах разносимого в клочья города, не сломили эту женщину. Она аккуратно хранит папку с многочисленными документами, подтверждавшими ее права на недвижимость. Паспорт в порядке, а на свою скромную пенсию она умудряется не только выжить сама, но и подкармливать несколько кошек. Она говорит, что не намерена сдаваться, что в итоге поборет бюрократическую братию, дойдет до самого главы Чечни и расскажет ему о своей беде.
Шамиль Оздоев