На юге Кавказа есть прекрасные города, прекрасная природа и очень неплохие люди. Но еще тут местами есть невообразимая бедность, когда не вполне удачный урожай обрекает людей на голод, а зарплата не позволяет купить даже обувь детям в школу. Тбилиси, столица Грузии, в этом смысле очень контрастный город. С одной стороны, благолепие новых зданий, и тут же, в подворотне, дети, бегающие в рваной одежде. Наш корреспондент Наталья Сахно завернула в одну такую подворотню, чтобы узнать, как можно прожить на два с половиной доллара в день.
"Покупаю поштучно 2 пакетика чая (его мы завариваем несколько раз) - это 10 тетри, 1,5 кг картофеля по 60-70 тетри, 2 буханки хлеба (можно найти даже по 50 тетри, но он негодный). Картофель жарю, запиваем его чаем. Вечером покупаю 4 яйца по 27-30 тетри и готовлю из оставшегося хлеба гренки. Вообще, мне очень часто помогают мои знакомые, соседи. Например, подсолнечное масло не покупаю - угощает одна близкая подруга, а ей оно достается из гуманитарной помощи, которую раздают при католическом храме. Если у меня остается 2-3 лари на весь день, я отправляюсь в пекарню, где готовят тоне (лаваш). Покупаю теста на 1 лари, затем 1 кг картофеля и луковицу. Из всего этого готовлю жареные пирожки, их выходит штук 25, как раз на всех. Этим и питаемся".
Белла Стрелкова рассказывает о том, как примерно рублей на 60-70 в день прокормить семью из пяти человек, да так, чтобы все были сыты. Режим жесткой экономии в семье, где, кроме двух взрослых, живут еще трое маленьких детей - обыденная реальность. Основа бюджета семьи - 125 долларов социальной помощи, которую они получают каждый месяц. Еще есть возможность получать гуманитарный паек в столовой, но это получается не всегда - в это же время надо собирать старших детей в школу.
С семьей Стрелковых я познакомилась довольно давно. Наткнулась на их объявление о "благотворительном персональном прогнозировании будущего" в одной из столичных газет и решила разобраться, в чем же суть этой уникальной технологии. Результатом встречи стала публикация о необыкновенном ноу-хау - компьютерной программе, которую ученый, специалист по квантовой физике Егор Стрелков создал в домашних условиях на своем допотопном компьютере. Мы общаемся достаточно регулярно. Наблюдая за жизнью Стрелковых в Тбилиси, я не могла сделать никаких обнадеживающих выводов: эти люди неотвратимо скатывались в пучину нищеты. Не было ни жалоб на жизнь, ни безвольно опущенных рук. Но угроза неизбежной бедности и даже голода постоянно витает в их доме.
Читайте по теме: Грузины за чертой бедности
"Мой муж, будучи физиком по образованию и имея ученую степень, уже очень давно не работает по специальности. В Тбилиси специалисты его уровня просто никому не нужны. На протяжении долгих лет мы занимались небольшим семейным бизнесом, связанным с полиграфией. На этом производстве были задействованы и я, и моя мама, и, конечно же, Егор. Он вел бухгалтерию, был мозговым центром. В хорошие времена (7-10 лет назад) на нас даже работали наемные работники. В силу специфики производства работа велась надомно, и нам не приходилось арендовать офис, складские помещения, цеха. В моем подчинении находилось до 10 человек", - вспоминает Белла.
Я беседую с ней на ее полутемной, но очень уютной кухоньке - комнатке с единственным на всю квартиру окном. Она одновременно служит и прихожей, и столовой. Их семья обретается в районе Окрос Убани, в типичном итальянском дворике, который находится в 10 минутах ходьбы от центра города.
"Нашей семье 12 лет. Изначально нас можно было назвать если не богатыми, так уж точно обеспеченными людьми. У нас три дочери. Их появление на свет - наше сознательное решение. До того как 5 лет назад родилась наша младшенькая - Ариадна, я не боялась завтрашнего дня и не сомневалась в том, что смогу дать своим девочкам все самое лучшее. Но жизнь абсолютно вышла из-под контроля, теперь мы вынуждены выживать. Знаешь, мне есть чем гордиться! Того, что Егор и я заработали в "хорошие времена", нам хватило на целых пять лет безденежья!"
Слушая подробности жизни семейства Стрелковых, я убеждаюсь, что, в принципе, эти люди никогда не опускали рук, не были пассивными. Возможно, в силу не совсем удачных обстоятельств фортуна в один момент просто повернулась к Белле и Егору спиной.
"Возможно, у тебя возникнет вопрос, от чего мы не захотели попробовать себя в другом виде малого бизнеса, - опережает меня Белла. - У меня было множество идей, начиная с собственного маленького продуктового киоска или комиссионного магазинчика и заканчивая кафе или пекарней. Но Егор не хотел рисковать, опасаясь налоговой инспекции, кассовых аппаратов и прочего".
Ну а теперь Белла, подобно тысячам своих соотечественниц, с радостью пошла бы на любую работу в Тбилиси, или отправилась бы на заработки в Турцию или Азербайджан. Но кто присмотрит за девочками? Несмотря на то что Ариадне уже 5 лет, Белла не может сдать ее в ясли, из-за этого вынуждена сидеть с ребенком дома. На сегодняшний день оба супруга - безработные.
"Мы попробовали всей семьей искать счастья за границей. У нас было две попытки устроиться в Баку, обе неудачные. Мой супруг начал и там заниматься все той же полиграфией. Мы потерпели фиаско. Во второй раз мы вновь отправились в Азербайджан в 2011 году. Готовились к поездке намного серьезнее. Продали принадлежащую Егору однокомнатную квартирку и все деньги взяли с собой, рассчитывая, что сможем вложить их в дело и раскрутиться. Не вышло. Знаешь, я же ни секунды не сидела без дела. На второй же день, как только устроились в Баку, я накупила сыра, муки, кислого молока, приобрела небольшую духовку, напекла хачапури и сдавала их под реализацию в магазины по соседству. К сожалению, наша национальная выпечка не пользуется среди азербайджанцев спросом. Если ее и покупают, то наши же соотечественники, которые там находятся на заработках. В Тбилиси вернулись чуть больше года назад, без денег и без особых перспектив. Пока нас тут не было, более проворные партнеры моего мужа по бизнесу смогли полностью монополизировать его дело. Мы оказались за бортом".
Передо мной уставшая от жизни женщина, возможно, даже на грани нервного срыва. Она понимает, что ей не на кого опереться, и рассчитывать она может только на помощь государства. Я расспрашиваю Беллу об ее отношении к новой власти нашей страны. Верит ли она в то, что правительство, возглавляемое премьер-министром Грузии Бидзиной Иванишвили, способно вытянут простых людей из омута нищеты. Она верит. "Я верю в то, что новая команда профессионалов во главе с Иванишвили сможет отстроить экономику: сельское хозяйство и промышленность Грузии, а значит и обеспечит нас рабочими местами".
Чета Беллы и Егора живет исключительно не социальную помощь. Каждый месяц семья из пяти человек получает около 125 долларов. Я подробно расспрашиваю Беллу о механизме становления на социальный учет и расчете объема адресной помощи.
"Мне посоветовали отправиться в райсовет и написать заявление. Я так и сделала. В течение месяца ожидали прихода инспектора, который должен был осмотреть наше жилье на предмет наличия у нас различных "материальных благ" (стиральной машины, телевизора, компьютера, нового холодильника, спутниковой антенны, бака для нагрева воды). Обычно приходят внезапно, без предупреждения, чтобы застать врасплох, но мне позвонили на мобильный перед тем, как к нам пожаловал социальный работник. Правда, ты сама видишь, что нам и прятать-то нечего. Нас подробно расспросили про образ жизни, вплоть до того, что поинтересовались, курит ли кто-то из взрослых... По итогам проверки каждая семья получает определенные баллы, нечто вроде рейтинга. Я узнала и результатах через 2 недели. Мы получили, как мне кажется, максимально возможную помощь и множество льгот (проезд в городском транспорте - 10 тетри, медицинская страховка). А еще через 2 месяца я получила на руки первую порцию финансовой помощи. На нее и живем. Более того, я могу каждый день получать бесплатные обеды: хлеб, первое и второе горячее блюдо. Объем рассчитывается в зависимости от количества членов семьи, но я не пользуюсь этим, так как у меня просто нет времени для того, чтобы по утрам ходить за пайком - нужно собирать и отводить девочек в школу".
Стоит отдать должное родителям Егора - они взяли на себя ежемесячную оплату коммунальных счетов семейства. Ну а Белла признается, что иногда к ней приходят женщины и девушки, желающие узнать свою судьбу. Она одарена от природы умением гадать на кофейной гуще и на картах. Особенно свои способности не афиширует, но "сарафанное радио" срабатывает безотказно: приходят знакомые знакомых, просят заглянуть в будущее. Однако подобные заработки (5-10 лари несколько раз в неделю) - это капля в море.
Беатрисе и Диане необходимо ходить в школу. Из-за переездов и элементарного отсутствия средств они и так потеряли целый год, выпав из учебного процесса. "Для того чтобы девочки смогли перекусить в школе, я даю им на двоих 1 лари, - они покупают булочки в буфете. Радует, что мне не нужно платить за посещение школы. Единственное, что бьет по карману, это необходимость скидываться на уборку, нужды класса и на различные предпраздничные траты, но я никогда не отказываюсь от внесения нашей лепты. Мне очень помогли педагоги девочек и хорошие знакомые - общими усилиями подобрали обеим бесплатные комплекты учебников".
Белла рассказывает, что в позапрошлом году просто не смогла собрать девчонок в школу - не было денег на учебники, школьные принадлежности и обязательные классные сборы. Мне становится не по себе, когда я задумываюсь о перспективах младшего поколения семьи Стрелковых...
"Я люблю Грузию, но пока не вижу для нас перспективы в этой стране. Не стану врать - я живу надеждой. Как только у нас появится хоть малейшая возможность устроить свою жизнь за границей, я тут же ею воспользуюсь. Но на сегодняшний день таких вариантов нет".
Беседовала Наталия Сахно