— Сложно было ее в сад устроить? Так же, как в других регионах России?
— Да, конечно, сложно. У нас рождаемость, вне зависимости от госпрограмм, очень хорошая.
— А как обстоят дела с медицинским обслуживанием? Вот вы зубы ходили с дочкой лечили…
— Заплатили и взяли талон. Но у нас есть еще и районная поликлиника, она мне не очень нравится. Может быть, потому что врачей мало. Или детей много — доктора устают.
— А отношение чиновников к людям каково?
— Вот я недавно ходила в паспортный стол. Мне нужно было просто печать в паспорте поставить, но мне пришлось три раза туда пойти. Один раз мне объяснили, что нужно еще кое-что сделать и денег принести. Второй раз у них света не было. А в третий раз меня обслужили без очереди. А так особо я по каким-то инстанциям не хожу. Но чиновничество в России не зависит от региона.
— А ваш случай — это исключение? Или другим русским там тоже комфортно?
— Ну, вот Олег Петухов (замруководителя администрации главы и правительства Чечни — Ред.) тоже здесь живет девять лет и неплохо себя чувствует. Недавно приехала русская семья из Москвы с полугодовалым ребенком. Они приобрели квартиру и собираются здесь жить. У нас на телевидении еще работает девушка из Москвы — Алевтина. И тоже ее никто тут не притесняет.
— Есть ведь целая программа по возвращению русских в Чечню. А смогут ли русские жить в этих условиях? Чечня отличается по менталитету.
— В любом обществе приходится идти на какие-то уступки, менять себя, даже в новом рабочем коллективе. Человек, который решил переехать, решил изменить свою жизнь, думаю, ему несложно будет измениться.
— А ты сама носишь платок, длинные юбки?
— Конечно. Ну, вот эти брюки, отсутствие головного убора, я не хочу показаться старомодной, но правда, это же наносное в России. Это принесли из Европы, с Запада. Изначально русские женщины так и ходили.
— Да, но удобно ходить в брюках. Я, например, от них не готова отказаться.
— Юбки женственнее. Ты в юбке более красивой выглядишь. Когда ты надеваешь длинную юбку, ты чувствуешь себя женщиной. Идешь, как пава, спина прямая, все будут на тебя обращать внимание.
— Кстати, по поводу внимания. На Кавказе, когда идешь мимо стайки мужчин, они всегда осматривают тебя с ног до головы. Для меня это дискомфортное ощущение. В Грозном у тебя такое бывает?
— Бывает иногда неприятно, когда вообще на тебя внимание обращают. Но я человек достаточно публичный, меня многие знают. Меня видят и кричат: "О, Ася". И я понимаю, что нужно улыбнуться и поздороваться. Могу представить, что на Ставрополье или еще где-то будут стоять группы молодежи и говорить неприятные вещи. Но здесь так себя не ведут. Есть моменты заигрывания, но если девушка не реагирует никаким образом или скажет одно слово, ее не будут цеплять. Если она согласна пофлиртовать, то, пожалуйста. Знакомства так и происходят.
— А как ты проводишь свой досуг?
— Мы с дочкой ходим в бассейн, в кино, в парк Материнской славы, там аттракционы детские. Концертов достаточно много бывает. Я стараюсь, чтобы она развивалась. Чуть-чуть попозже отдам ее в танцевальный кружок. И еще я рисую, расписывают разделочные доски.
— Это в столице. А чем занимаются люди в сельских районах?
— Мы недавно ездили в Итум-Калинский район, в горное село. Там красивая природы. Там хозяйство и огород. Там некогда развлекаться. Я сама до 17 лет жила в селе, и мне кажется, на селе так и должно быть.
— А говорят, чеченцы не умеют работать…
— Умеют. Выращивают огороды, дома сами строят. Это навязанный стереотип.
Интервью взяла Светлана Болотникова