Рядовой, казалось бы, спор между гражданами Южной Осетии за право владения цхинвальским кафе "Бавария" получил политическую окраску. Проигравший в городском суде предприниматель Тимур Плиев обвинил своего оппонента Игоря Хубежова в коллаборационизме во время вооруженного конфликта 2008 года. Однако знакомые Хубежова утверждают, что он вынужден был скрываться в Грузии из-за преследования людей бывшего президента РЮО Эдуарда Кокойты.
В интервью корреспонденту "Большого Кавказа" Плиев не скрывал эмоций: "22 ноября Хубежовы через суд забрали у нас кафе. Оно было бесхозным, мы его сделали - крышу, окна поменяли... В 815 тысяч рублей ремонт обошелся. А теперь с нас хотят взыскать 7 млн 400 тысяч! Якобы за аренду - за четыре года, что мы там проработали. Что делать? Против власти же не пойдешь..."
По словам Плиева, в 2008-м, во время вооруженного конфликта в РЮО, Хубежов был предателем: "Он из тех, которые в Грузию сбежали, предали Южную Осетию. Судья мне говорит: дальше, мол, сами договаривайтесь. А о чем мне с предателем договариваться?"
Предприниматель возмущен не только судебным решением, но и поведением на суде госсоветника президента РЮО Сергея Засеева: "О чем говорить, если сторону Хубежова принял даже госсоветник. Он заявил, что Хубежов вынужден был сбежать в Грузию, мол, его ФСБ вынудила. Причем тут ФСБ? За деньги он туда подался! Я у Засеева спросил: "Ты тоже маску снял?" Сейчас в Южной Осетии много предателей".
Плиев уверен, что при Кокойты подобная ситуация была бы невозможна: "Это все началось, когда Тибилов стал президентом. Во времена Джабеевича (Эдуарда Кокойты - прим. ред.) у таких, как Хубежов, прокуратура даже заявления не приняла бы. Потому что они знали, что они предатели, никто разговаривать с ними не стал бы. По моим сведениям, этот Хубежов оппозиционный сайт Uasdan.com финансировал. И живет он то на Украине, то в Грузии".
Выйти на связь со вторым участником конфликта корреспонденту "Большого Кавказа" не удалось. Однако по нашей просьбе южноосетинский блогер Алан Парастаев связался со знакомыми Хубежова и представил ситуацию их глазами.
"Я в общих чертах знаком с этой историей, - рассказал Парастаев. - Говорить, что Хубежов был на стороне Грузии, не совсем правильно. На самом деле он там оказался в результате конфликта с режимом Кокойты. Люди бывшего президента избивали неугодных и выбрасывали на территории Грузии, недалеко от пограничных постов. Естественно, осетины попадали в руки грузинских правоохранительных органов и вынуждены были идти на всякого рода сговоры. В недавнем прошлом такой способ расправы с неугодными был обычной практикой".
Причиной конфликта, как отмечают в окружении Хубежова, стала попытка людей Кокойты "рэкетнуть" бизнесмена. "Хубежов входил в бизнес-группу, созданную уже немолодыми людьми, ветеранами вооруженного конфликта 1992 года, - делится полученной информацией блогер. - У них был бизнес - то самое кафе в Цхинвале и развлекательный центр во Владикавказе. Когда Хубежов и его компаньоны отказались платить дань, люди Кокойты устроили погром в развлекательном центре, но при этом забыли сразу забрать видео, снятое на камеру наблюдения. Хубежов с этой кассетой скрылся. Люди Кокойты, когда поняли, что у Хубежова есть на них компромат, стали его преследовать. В конце концов они вынудили его уехать в Грузию".
По сведениям Парастаева, в избиениях людей, неугодных прежней власти, участвовал и бывший глава МВД РЮО Роберт Гулиев, а руководил "преступной группировкой" брат Кокойты - Роберт, у которого "в российских правоохранительных органах, видимо, были свои подкупленные люди".
"Сейчас в дурацкой ситуации оказался этот парень (Плиев - прим. ред.), - отмечает Парастаев. - Он-то тут ни при чем. Распределял отнятое у бизнесменов имущество брат Кокойты. Вполне возможно, он из каких-то своих соображений отдал это кафе хорошему парню".
"Делать из этой истории далеко идущие выводы - допустим, рассматривать ее в контексте потепления российско-грузинских отношений, будет неправильно. Она не показательна", - заключает блогер.
Бадма Бюрчиев