Мужчина-убийца на Северном Кавказе может считаться героем, а оклеветанная женщина - позором семьи. Адату, который предписывает лишать жизни согрешивших дочерей и сестер, с трудом противостоят исламский шариат и Уголовный кодекс. Накануне Верховный суд Дагестана отменил оправдательный приговор жителю Кизилюртовского района, который три года назад, по данным следствия, убил свою племянницу за фривольную смс и разговор с незнакомцем на улице.
Уважительное отношение к женщинам, которым гордятся кавказские народы, легко переходит в свою противоположность. Стоит только подать повод для слухов, и женщина оказывается настолько неудобной для своей же родни, что ее предпочитают убить. Полиция не ведет статистику "убийств чести", потому как расправляются с представительницами слабого пола их же отцы, братья, мужья. Матери возражать не смеют. А нет заявителя - нет и уголовного дела. Пропала женщина - и ладно.
Лишь иногда подобные случаи становятся предметом расследования. В этом году в Дагестане 35-летний отец Абдула Магомедов задушил свою 15-летнюю дочь Патимат, которая заявила родителям, что беременна и собирается замуж. Тело дочери он утопил в канаве, но на следующий день сам явился в полицию с повинной.
Убийца 22-летней Марьям Магомедовой из станицы Нечаевка Кизилюртовского района каяться не собирается. В 2010 году ее тело выкопали из безымянной могилы. Родственники сознались в убийстве, но перед следствием струхнули. Они надеялись убедить мать погибшей, Муслимат Магомедову, что так будет лучше для чести рода. Но она не забрала заявления в полицию и добивается справедливого наказания.
Марьям в 19 лет вышла замуж за троюродного брата. Его семья была этому не рада, и про невестку поползли слухи об изменах мужу. Однажды ей пришла фривольная СМС-ка, которую увидел супруг. Начались скандалы. Супруги разошлись. Марьям уехала жить в Москву, нашла работу и поступила учиться в университет. Через два года от Хирамагомеда Шамхалова, двоюродного брата по отцу, с которым мать была разведена, пришло приглашение на свадьбу. Поездка в родное село оказалась роковой. Как полагает следствие, дядя Касум Магомедов убил девушку, чтобы смыть кровью позорные слухи о ее распутной жизни.
Хирамагомед поначалу дал признательные показания о том, что помогал душить и закапывать труп, но затем отказался от своих слов. Адвокат подозреваемого утверждает, что у Касума не было мотива для преступления, а если бы был, то с девушкой разделались бы еще в Москве. Кизилюртовский районный суд оправдал дядюшку, для которого адат оказался дороже жизни племянницы. Но Верховный суд Дагестана накануне, 23 июля, отменил оправдательный приговор и отправил дело обратно в Кизилюрт.
У Салимат Кадыровой, адвоката матери убитой, появилась надежда, что убийца не избежит наказания, хотя бы ради того, что подобное больше не повторялось. Есть данные, что в той же Нечаевке чуть ли не каждый год происходят такие же трагедии. Рассказывают, что двух сестер родня лишила жизни за то, что они однажды ночевали не дома. В другом случае родственники утопили беременную замужнюю женщину за то, что вышла замуж без их согласия. Некоторых девушек прикосновениями позорят свои же парни-односельчане, а потом их убивают отцы и братья.
"В Верховном суде огласили только результативную часть определения, и мы не знаем, по каким критериям суд согласился с нашими доводами о незаконности приговора, - отметила в Салимат Кадырова в комментарии корреспонденту BigCaucasus. - Мы в своей жалобе говорили о том, что имеется достаточно доказательств виновности Касума Магомедова. Когда я ознакомлюсь с определением, я смогу точнее спрогнозировать перспективы этого дела. Но сам факт того, что оправдательный приговор отменен, дает основания надеяться, что повторения его не будет, хотя исключить этого невозможно".
Пострадавшая сторона не согласна с решением отправить дело обратно в Кизилюртовский районный суд и собирается объявить отвод любому из предложенных судей. Как пояснила адвокат, она не сомневается в их деловых качествах, но хочет исключить давление на судей со стороны родственников Касума Магомедова. "Мы будем ходатайствовать о рассмотрении этого дела в любом другом районном суде", - добавила она.
У Салимат Кадыровой достаточно доказательств, которые указывают на виновность Касума. "Анализ всего происходившего не дает оснований сомневаться, что он причастен к этому, - утверждает наша собеседница.- Представьте себе, что когда только было обнаружено подозрительное место захоронения, у него дома уже началось движение. Всю ночь с 19 на 20 августа семья Касума Магомедова не спала, шли активные телефонные переговоры, как показывает детализация звонков. В 2 часа ночи к месту захоронения, которое охранялось дядей убитой со стороны матери, подъехала машина. Если бы не было охраны, тело попытались бы перезахоронить. После этого за другим дядей прислали человека, чтобы сказать, что это сделали они. Но сейчас они все это отрицают, хотя есть аудиозапись телефонного разговора матери убитой с теми родственниками. Суд эту аудиозапись приобщить к делу отказался. Но можно сопоставить несколько моментов. Лишь 20-го августа к обеду место захоронения было раскопано, и все убедились, что там действительно Марьям, тогда почему же до раскопок отец Касума с другими родственниками пришли к матери Марьям, чтобы выразить соболезнования и переговорить? А может, это было бы чужое место захоронения? Племянник Касума, Хирамагомед Шамхалов, сейчас не подтверждает те факты, которыми он изобличал своего дядю, но как же получилось, что 17 сентября в признательных показаниях он говорит о способе умерщвления Марьям именно путем удушения, ведь только после эксгумации ее тела и проведения экспертизы в ноябре 2010 года стало известно, что у нее сломана подъязычная кость и она была именно задушена? Откуда ему это было бы известно, если бы он не общался с убийцей или не был очевидцем?"
По показаниям матери убитой и ее сестер, брат Касума оправдывал это преступление тем, что Хирамагомед Шамхалов видел замужнюю Марьям одну на море, а потом на площади города Кизилюрт в компании незнакомого парня. "Ну и что? Что, кто ее застукал с кем-то? Кто-нибудь застал на ней кого-то, чтобы ее убить?" - пересказывает адвокат этот разговор родственников по материнской линии с дядей по отцовской. "А что, надо было дождаться, пока она еще это сделает, пока она забеременеет?" - ответил дядя. "То есть он оправдывал убийцу. При сопоставлении этих показаний и фактов, никаких сомнений не остается, что это именно Касум сделал. И ни в одной из инстанций он толковых показаний не дал.
"Если его осудят, будет ли это прецедентом, который кому-то помешает совершить подобное убийство?" - интересуюсь у адвоката. "Неотвратимость наказания всегда эффективна. Но, понимаете ли, в обсуждениях в Интернете есть такие комментарии: "А если твоя родственница станет шлюхой, ты что будешь делать?". Когда обсуждали убийства чеченок, все говорили, что это правильно. Я понимаю: если девушка ведет аморальный образ жизни и занимается проституцией, с этим, может быть, действительно надо бороться. Но в данном случае не было оснований даже для того, чтобы сказать, что она ведет аморальный образ жизни. Даже если допустить, что была смс и она с кем-то общалась. В крайнем случае, ладно, подними на нее руку, хотя это тоже насилие, но не убивать же",- рассуждает дагестанская правозащитница.
По ее мнению, повлиять на ситуацию могли бы государственные структуры и имамы: "Каждую пятницу на рузмане имам мечети читает проповеди. Это имеет огромное воспитательное значение. Это ведь убийства не по религии, а по адату. По шариату требуются 4 свидетеля, и не каких-нибудь, а заслуживающих доверия, которые непосредственно видели прелюбодеяние и могут подтвердить. Или должна быть беременность или признание самой женщины. И то Магомедова Марьям, как незамужняя женщина, не могла быть убита. По шариату убита может быть только замужняя женщина, если все будет доказано".
Дагестан хоть и российский регион, но Уголовный кодекс в нем, как видно, имеет гораздо меньше авторитета, чем свод исламских правил. С предрассудками языческого периода, закрепленными в адатах, эффективнее бороться предрассудками религиозными, хотя официальные власти северокавказских республик исламизации боятся и поддерживают "традиционный ислам", который впитал в себя местные традиции, какими бы жестокими они ни были.