В Московском районе Казани с радостью говорят о местных современных постройках: новых зданиях банков, гипермаркетах, деловых центрах. Предметом особой гордости является недавно открытая станция метро "Козья слобода". В районе есть еще одна "достопримечательность" - кочегарка, оборудованная под мечеть. Люди стараются обходить это место стороной. Мечеть под названием "Аль-Ихлас" стала приютом для адептов запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир".
- Видишь вот эту помойку? - говорит мне молодой казанец Марат. - "Ихласовцы" (прихожане мечети, прим. ред.) в определенные часы относят туда гуманитарку для местных бомжей. Все хорошее: почти не ношеная одежда, белье, продукты. Бомжики постепенно привыкают ходить только на эту помойку, а "ихласовцы" тут как тут. Обычно их разговоры с бомжами начинаются с бесед за жизнь, а заканчиваются обращением в "хизбутовский" ислам. Тут далеко ходить не надо - от помойки до "кочегарки" рукой подать. Там не только бомжиками занимаются. Алкашей лечат, наркоманов, токсикоманов.
- Успешно лечат?
- Заместительной терапией. Вместо метадона - "хизбутовский" иман. Реабилитация очень простая. Селят излеченного на съемную квартиру, где еще пара-тройка таких же. Туда направляют наставника из наиболее деятельных прихожан. Он и проводит реабилитацию: литературу читает, учит молитвам, не дает расслабляться по ночам.
- Они что, не спят?
- Спят урывками. Лягут после ночного намаза, поспят пару часов - и опять молятся по несколько часов. Потом снова завалятся на час-два. Покемарят слегка, а "наставник" орет - "Подъем!". А там и ночь на исходе. Весь день на ногах. То учатся, то молятся. Как истечет курс лечения, их отпускают в свободное плавание. Точнее, устраивают куда-нибудь чернорабочими, на стройку или рынок. Ведь в "Аль-Ихлас" ходят обеспеченные кавказцы, таджики, узбеки. Им дешевая рабочая сила всегда нужна. Как правильно, часть зарплаты бывшего "реабилитанта" хозяин удерживает, чтобы потом отдавать "Аль-Ихласу" как закят. Самим новым адептам деньги не особенно нужны. Живут идеей. Сами сидят на хлебе и воде, и детей своих на такой же диете держат. Вся их жизнь - это халифат и мечеть "Аль-Ихлас". А вот, кстати, и она.
Перед нами предстает здание, притулившееся во дворе покосившейся хрущевки. На вершине кирпичной трубы - мусульманский полумесяц. У входа в бывшую топочную, прямо на пожухлой пыльной траве, постелен полиэтилен, поверх него лежат молитвенные коврики. Чуть подальше в углу - динамик, откуда на несколько дворов сразу раздавался призыв к джума - намазу. Прихожане молятся прямо во дворе. Татар солидного возраста - обычных прихожан других казанских мечетей - среди них крайне мало. В основном тут таджики, узбеки, кавказцы. Кое-кто носит ваххабитскую бороду.