Кто-нибудь знает, что такое гудаствири? Похоже, что и в самой Грузии, где на грузинской волынке играли испокон веков, об этом мало кто помнит. В стране остался только один мастер, способный изготовить гудаствири. Мы его нашли.
Шермадин Чагелишвили, тот самый мастер, встретил нас в образе — лиловой расшитой шелковой рубахе и с черной чохой (буркой) на плечах. В руках он держал предмет необычной конструкции, очень напоминающий волынку. Инструмент находился в большом чехле из красного бархата, искрящегося бахромой. Сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, он заполнил воздухом красиво украшенный чехол, зажал его рукой и поднес к губам мундштук. Как будто бы Западная Европа, но нет, это грузинский инструмент. И даже больше, чем инструмент — это целая культура.
- Я помню, что ко мне когда-то очень давно приходили журналисты. Делали репортаж обо мне и моем ремесле, но это было в далеком 83-м. Я спел несколько песен, это было накануне Нового Года. Слова одной из них звучали: "Слава миру, нет войне, генацвале, гаихаре, Солнце светит всем в окне…", — а вскоре Союза не стало, - вспоминает Шермадин.
В Раче и Аджарии солисты-мужчины аккомпанируют себе на волынках. Грузинская волынка носит название гудаствири в Раче, в Аджарии называется чибони. Гудаствири состоит из двух основных частей: "гуда" (кожаный мешок) и рога. Гуда изготовлен из кожи козы. В мешок вставлен рог (гнездо волынки). В него помещаются тростниковые свирели одинаковой длины. Рог помещен в футляр. Его часто украшали цепочками, золотом и цветным стеклом. Кожаный мешок хранят в специальной сумке, их обычно шьют из красной или зеленой яркой материи.
— Мне было лет 5, когда на один из праздников к нам домой зашел старик — мествире (играющий на гудаствири). Развлечений в деревнях тогда было мало, не было радио, многие не имели даже патефона, а мествире играл очень важную роль, не только музыканта, но и затейника. Все собирались вместе, играли, танцевали, веселились, обсуждали насущные дела и проблемы. Вот так и проходила культурная жизнь в горном селе, - рассказывает Шермадин.
Мастер как будто явно не из нашего времени. Он живет в Тбилиси, в обычной городской квартире, но рассказывает истории из своей биографии, похожие на сказания какого-нибудь народного автора.
- Однажды, будучи еще ребенком я очень сильно заболел, лежал в постели. В селе все друг друга знают, и кто-то посоветовал пригласить мествире. Я был заворожен его игрой, эта мелодия засела в моей голове, я был воодушевлен, а вскоре выздоровел. Дело в том, что в Грузии существуют такие поверья, что для того, чтобы излечить ребенка, необходимо задобрить, отвлечь духов (батонебо), которые наслали на его тело недуг. Ради этого и приглашают в дом больного музыкантов или женщин, которые знают особенные мелодии и могут их исполнить в традиционной грузинской многоголосой манере.
В советские времена изготовление гудаствири было хобби для Шермадина. Хотя его профессия очень близка этому ремеслу — он работал на тбилисском заводе музыкальных инструментов. Его учитель Иосиф Зурабашвили умер, успев дать мастеру лишь базовые знания изготовления всех деталей инструмента. "Я стал самостоятельно изучать этот вопрос, искать мелодии и находить в архивах старые записи, твердо решив воскресить это забытое ремесло. Затем я разобрал свой гудаствири на мельчайшие детали, по-новой освоил его строение. И уже очень скоро уверенно изготавливал эти необычные музыкальные инструменты", — рассказывает Шермадин.
Технология изготовления довольно сложна и трудоемка, имеют значение многие составляющие. Например, для изготовления трубочек (дудочек) очень важно качество дерева. Должен использоваться исключительно абрикос, дудочку опоясывают металлические кольца, их также изготавливают самостоятельно. Для внутренней, не видимой глазу, детали, держащей все 3 дудочки, применяется камыш, который срезается в Ширакской степи, в Кахетии (Восточная Грузия); чехол, как и у первого легендарного гудаствири, и сегодня делается из козьей кожи; также используется рог быка, на конце которого висят металлические цепочки, олицетворяющие слезы.
Шермадин Чагелишвили, у которого три дочери, но нет сына, зато есть внук и правнук, очень надеется передать свое мастерство по наследству. Пока это ремесло востребовано, у Шермадина всегда есть заказы от коллективов, исполняющих традиционную музыку.
— К сожалению, в последнее время все меньше людей играют на гудаствири, а многие уже даже и стали забывать о его существовании. Его все еще используют на моей родине — в Раче, но сегодня и там практически никто не играет. Я обучил нескольких молодых людей игре на гудаствири, например, двое из них, играют в ансамбле "Сухишвили". До этого они играли лишь на дудуке, причем они виртуозы в этом деле, - говорит мастер.
Возможно, скоро, уже даже этой осенью, в Университете при Патриархии Грузии откроется курс обучения игре на гудаствири. И тогда у Шермадина появятся студенты, а значит, будет шанс, что инструмент, которому как утверждает наш герой, три тысячи лет будет звучать и для следующих поколений.
Материал подготовила Наталья Сахно