После смены власти в Тбилиси во внешней политике страны наметились изменения. Осенью 2012 года к руководству в Грузии пришли силы, которые намерены улучшить отношения с Россией. Сейчас сложилась ситуация, когда есть возможность начать диалог. Каковы перспективы улучшения российско-грузинских отношений? Вопрос чрезвычайно важен, ведь от этого полностью зависит обстановка на юге Кавказа.
Беслан Кобахия, координатор Международного движения по защите прав народов: «Вы знаете, прогнозы дело сложное. Ответы, которые возникают всегда надо искать в нашей истории. Давайте оглянемся назад. Как это было, так сказать, и как развивалась история отношений Грузии и России? И мы получим все ответы на все вопросы. Ничего не меняется. И мало того, это является подтверждением того, что проект «Грузия - маяк свободы и демократии», которую продвигала администрация США, завершается. Поскольку этот проект не дал тех результатов, которые ждали на Западе. И раз это так, то никто дальше этот проект финансировать не будет. Мне кажется, что в Грузии люди это быстро и четко понимают. Жить то дальше надо, развивать экономику нужно, а никаких ясных перспектив, оставаясь в старой парадигме, у Грузии не остается. Их нет просто».
Сегодняшняя Грузия, и это показали выборы, расколота на два лагеря - страна стала площадкой серьезного мировоззренческого конфликта. Как это может повлиять на ситуацию в регионе в целом?
Беслан Кобахия: «Очень серьезное противостояние идет сегодня между «Единым Национальным движением» и «Грузинской мечтой». Две полярные силы, которые сегодня определяют внутреннюю ситуацию в Грузии. Обычно, после того как заканчиваются выборы, напряжение спадает, и страна начинает жить обычной, нормальной жизнью. Победившая партия начинает формировать структуры правительства и начинается обычная, нормальная жизнь. К сожалению, в Грузии этого не произошло ни разу. У них все время кардинальная смена, которая предполагает увольнение всех снизу доверху со всех должностей и набор новых людей. Это не прагматично, если без эмоций рассуждать, потому, что нарушается преемственность власти. Есть некоторые вещи, которые власть должна делать при любой ситуации».
Вряд ли Грузии и России удастся обойти и тему, которую можно назвать тупиковой. Это касается признания Абхазии и Южной Осетии. Процесс нормализации отношений с Тбилиси в этом плане может способствовать возникновению проблем во взаимоотношениях этих республик с Россией.
Беслан Кобахия: «Хочется верить, что какие-то вещи просто необратимы. Потому, что в данный момент, я буду говорить об Абхазии, значение Абхазии вышло за пределы ее территории. И сегодня очень много игроков внимательно наблюдают за тем, что здесь происходит. Я также хочу сказать, что признание Абхазии со стороны России сделало возможным для России легально ввести войска по договору с Абхазией. Заключить межгосударственный договор и соглашения, и в числе которых было и соглашение о военном сотрудничестве. И в этом смысле действия России ничем не отличаются от действий всех западных мировых держав, которые действуют точно также».
Открытие границ и восстановление экономических связей, безусловно, стало бы положительным фактором в развитии всего региона.
Беслан Кобахия: «Тут же нет такого, что все прямо взяли, собрались, приняли какое-то решение и все пошло. У каждого свой интерес в этой большой игре. У каждой большой страны есть свой интерес и каждой маленькой страны есть свой интерес.
Нельзя на Кавказе размахивать шашкой. На Кавказе, как вы знаете, всегда люди договариваются о чем-то. Какая бы ситуация не произошла, есть некие процедуры, которые позволяют выйти из любой ситуации миром».
Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал BigCaucasus на YouTube