Общественность северокавказских республик взбудоражило очередное высказывание Рамзана Кадырова о том, что ингушам следовало бы отказаться от притязаний на Пригородный район Северной Осетии, которые 20 лет назад привели ингушей и осетин к кровопролитному противостоянию. И хотя на первый взгляд заявление может показаться вполне миролюбивым, эксперты полагают, что Кадыров на самом деле, таким образом, переводит территориальный конфликт между Чечней и Ингушетией вокруг Сунженского района на новый уровень.
Андрей Епифанцев, политолог, кавказовед: «Можно проследить истоки этого конфликта и сто, и двести лет назад. Мы поймем, что эта приграничная земля между двумя вайнахскими народами, чеченцами и ингушами, в разное время переходила из рук в руки. После прихода России на Кавказ 150 лет назад на этой земле обосновались казаки. Там были сунженские казаки. Сейчас там казаков нет. Сунженское казачество перестало существовать. Чечня и Ингушетия - это две республики, где была проведена тотальная дерусификация. Там, в Малгобекском районе, были казацкие станицы. Их уже нет. Соответственно, образовалась вот эта неохваченная, незаселенная земля. Изначально, даже в советское время, еще в 20-х - 30-х годах, при делениях административных, она переходила из рук в руки. Она была то в Чечне, то в Ингушетии. И даже в 60-е годы, когда эти народы вернулись из ссылки, ситуация с переделом земли, переделом собственности была воспринята абсолютно неоднозначно».
Давнее недовольство результатами административного деления, при котором, как считают ингуши, у них в пользу осетин отрезали Пригородный район, а в то же время Чечне для компенсации отдали несколько районов Ставропольского края, то и дело грозит обернуться конфронтацией. Подтверждение тому - последний конфликт глав двух республик.
Андрей Епифанцев: «Откуда идут корни конфликта? Обе республики, и Евкуров, и Кадыров, считают эти земли своими. Граница четкая при делении Чечено-ингушской республики не была проведена, и каждый по умолчанию считает эти земли своими. Кадыров считает возможным проводить там операции по уничтожению боевиков, а Евкуров включает эти земли в план по развитию Кавказа и начинает осваивать их. Ставит там кошары, какие-то мини-заводы. Получается парадоксальная ситуация. На землю, которую осваивают ингуши, приезжают чеченцы и делают там зачистки. Естественно, это не может нравиться Кадырову, потому что его там не воспринимают: - «Ты кто такой, мы подчиняемся Евкурову». Для Кадырова это потеря авторитета, что в Чечне равнозначно смерти. А для Евкурова это тоже неприемлемо. Он тратит время, убеждая Хлопонина, убеждая инвесторов, что это его земля, а потом на эту землю приходят чеченцы, и при этом чеченцы говорят, что там живут боевики».
Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию, хочется надеяться на то, что, призывая ингушей жить в мире с соседними народами, Рамзан Кадыров и сам последует своим словам, а конфликт за спорные территории не перерастет в вооруженное противостояние.
Андрей Епифанцев: «Здесь вопрос в следующем: что тот же самый Кадыров, он зависит от Кремля очень сильно, точно так же, как и Евкуров. Здесь верховным арбитром будет господин Путин. Я думаю, российская власть не допустит какого-то размаха этого конфликта. Это будет тянуться на каком-то варианте вялотекущего конфликта, но ничего более существенного не допускается. Тому же Кадырову гораздо больше, чем эти два спорных района, нужна поддержка Москвы, не говоря уже о Евкурове. Поэтому большого скандала не будет».
Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал BigCaucasus на YouTube