Недавно ингушским женихам запретили воровать невест под страхом штрафа в миллион рублей, а теперь их обяжут проходить медицинское обследование на вирусные и инфекционные заболевания, такие как ВИЧ и туберкулез. Эта идея витает в ингушском обществе уже не первый год. Ее озвучивал и популярный в народе исламский проповедник Хамзат Чумаков. В Чечне подобное правило для брачующихся уже давно приносит свои плоды, выявляя опасно больных людей.
Какими бы традиционными не оставались кавказские общества, а общемировые недуги поразили и их. В Ингушетии Духовный центр мусульман и правительство озаботились здоровьем молодых людей, вступающих в брак. Эта тема стала одной из главных на последнем совете алимов республики. Муфтий Исса Хамхоев призвал религиозных деятелей усилить профилактическую работу против распространения таких заболеваний, как СПИД и туберкулез.
В качестве одной из мер предлагается запретить заключать брак без справки жениха об отсутствии тяжелых инфекционных и вирусных заболеваний. Помимо анализов крови, молодым людям придется посетить кожвендиспансер и противотуберкулезное медицинское учреждение.
Глава республики Юнус-бек Евкуров — обеими руками "за" такого рода меру, хотя и понимает, что понравится она не всем. "Я знаю, что потенциальные женихи не будут испытывать восторг по поводу ужесточения правил для вступающих в брак. Но это — своевременные и вынужденные меры, позволяющие значительно снизить процент распада семей и минимизировать угрозу распространения опасных болезней, сохранить здоровье нации", — заявил он на совете алимов.
Идея посылать женихов на медицинское обследование только на первый взгляд выглядит несуразной. В Чечне эта норма была введена еще в 2011 году, и сразу же начала приносить результаты. За первый год было выявлено 26 ВИЧ-инфицированных чеченцев. За последние два года обнаружены еще двадцать человек с этим заболеванием.
Читайте также: Ингушские невесты: заплати и воруй спокойно
До этого проблема стояла так остро, что пресса писала: "В Чечне от СПИДа умирают семьями". Население было плохо осведомлено о методах лечения и диагностики, а медицинские учреждения боялись принимать таких больных. Также быстро распространялись инфекции, передаваемые половым путем. Младенцы умирали, заразившись от родителей сифилисом.
В Ингушетии дела обстояли не лучше. В 2011 году там насчитывалось 900 ВИЧ-инфицированных. Главврач местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Луиза Бекмурзиева заявляла, что в республике не осталось ни одного села, где не зарегистрирован вирус иммунодефицита человека. Причем среди зараженных появились и люди из обеспеченных слоев населения.
В связи обострением проблемы глава республики Юнус-Бек Евкуров призвал Совет тейпов выявлять больных СПИДом и туберкулезом родственников. Он просил не скрывать эти страшные болезни, а принуждать людей к лечению.
В 2012 году Евкуров предложил по примеру Чечни ввести обследование на ВИЧ-инфекцию перед заключением брака. Совету безопасности республики было поручено представить варианты реализации этой инициативы, однако документ так и не родился, хотя идея поддерживалась духовенством.
Читайте также: Кадыров защитил невест Чечни
Известный проповедник Хамзат Чумаков, который периодически вызывает недовольство властей прямотой своих пятничных лекций в мечети, призывал самих ингушей провериться у врачей перед свадьбой. "Мужчина, прежде чем жениться, гулявший везде, прошедший по всей России и приехавший домой, ну постыдись! Пойди и скажи: "Проверьте меня. Болен ли я? Есть ли у меня инфекция?" Если ты прелюбодействовал, гулял везде и пришел домой, ну иди и пройдись по врачам, ну пролечись ты! Ты ведь готовишься родить члена семьи, — взывал имам в одной из прошлогодних проповедей о зине (прелюбодеянии, в переводе с арабского). — Зачем загрязняют кровь, рушат планы женщины, которая вышла замуж, и после этого у нее инфекции со всего мира, рак. А потом все удаляют изнутри, потому что этот подонок гулял и сделал больной эту женщину".
О проверке невест, заметим, речи не идет, потому что ингушские девушки традиционно все еще выходят замуж невинными, хотя исключений все больше. При осуждении грядущего нововведения в Интернете некая Лейла из Назрани написала: "Я поддержала бы такое решение, как в отношении парней, так и девушек, если бы не одно "но": даже если у человека будет букет подобных заболеваний, он купит справку, свидетельствующую, что человек полностью здоров".
Видимо, против подобных злоупотреблений Ингушетии придется опять обратиться к чеченскому опыту. В марте этого года глава Чечни Рамзан Кадыров поручал проверить факт незаконной выдачи справки врачом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. "Одна из сотрудниц Центра выписала справку об отсутствии ВИЧ человеку без его физического присутствия и проверки!!! Одна такая справка — чья-то загубленная жизнь или даже семья, — написал он об этом в своем блоге. — Теперь этим сотрудником займутся соответствующие органы".
Интернет-опрос по поводу введения обязательного обследования женихов на страничке "Все об Ингушетии" одной из социальных сетей показал, что почти 90 процентов проголосовавших ингушей поддерживают это решение, но некоторые все же назвали это "полным маразмом". Хотя если говорить о мировой практике, то на Западе оба будущих супруга проходят медицинское обследование и не видят в этом ничего зазорного.
Светлана Болотникова