Новая армяно-азербайджанская драма разыгралась в Киеве, где выходец из Нагорного Карабаха Мисак Хыдырян зарубил топором азербайджанца Эльшана Азизова, выходца из села Беделан Масаллинского района Азербайджана.
Трагедяи произошла в субботу в 19.00 по местному времени. За день до этого между ними произошел спор на национальной почве. Спустя день Мисак Хыдырян, вооружившись топором, напал на Эльшана Азизова, который в это время находился рядом со своим домом, и нанес ему удар в голову.
Сейчас азербайджанец госпитализирован, он находится в реанимационной палате Киевской городской больницы. Врачи оценивают его состояние как критическое, пишет портал Haqqin.az.
Напомним, в феврале 2004 года лейтенант армянской армии Маргарян, командированный в Будапешт в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира", был во сне зарублен азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым. В апреле 2006 года суд первой инстанции Будапешта приговорил Сафарова к пожизненному заключению без права на помилование в течение 30 лет. Однако 31 августа Сафаров был выдан Азербайджану и в тот же день помилован президентом этой страны Ильхамом Алиевым.
Эти шаги вызвали резкую реакцию в Ереване. Президент Армении заявил на встрече с руководителями аккредитованных в стране диппредставительств о приостановлении дипломатических отношений и всех официальных связей с Венгрией.
Помилование Сафарова вызвало негативную реакцию всего мирового сообщества. В частности, пресс-секретарь министра иностранных дел Евросоюза Майя Косьянчич заявила, что Азербайджан нарушил ряд достигнутых с Венгрией договоренностей по экстрадиции Сафарова, и что это создало угрозу хрупкой стабильности в регионе.
Госсекретарь министерства иностранных дел Венгрии Жолт Немет вручил ноту протеста послу Азербайджана в Будапеште. Венгрия обвинила Азербайджан в нарушении достигнутых ранее договоренностей, согласно которым Сафаров должен был продолжить отбывать срок на родине, а право досрочного освобождения могло быть предоставлено ему только через 25 лет с начала заключения, передает "Взгляд".
Имели место разговоры, что помилование Сафарова может навредить взаимоотношениям Венгрии и Азербайджана. Но время расставило все точки над i. Теперь ясно, что дело азербайджанского офицера не помешает развитию азербайджано-венгерского сотрудничества. А руководитель Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджанской Республики Фархад Мамедов считает, что корни скандала вокруг Рамиля Сафарова нужно искать в давнем споре между Баку и Ереваном. "Это дело является следствием карабахского конфликта, который по сей день ждёт своего решения", — считает он.
Читайте подробней: Дело Сафарова уходит корнями в Нагорный Карабах?
Анализируя двусторонние азербайджано-венгерские отношения, Фархад Мамедов затронул вопрос освобождения азербайджанского офицера. "Арест Сафарова в Венгрии, его экстрадиция в Азербайджан и последовавшее за этим президентское помилование — всё это произошло в соответствии с венгерским и азербайджанским законодательствами, международными правовыми нормами. Что касается остальных трактовок, все они имеют эмоциональную подоплёку. Реакция отдельных стран, естественно, вызвала у нас озабоченность из-за двойного подхода, так как эти страны молчали, когда Гарабедяна, совершившего теракт в аэропорту Орли, провозгласили национальным героем Армении. Международная реакция по делу Сафарова была последствием давления армянских диаспор на правительства стран, в которых они проживают. А моё личное мнение таково: это дело является следствием карабахского конфликта, который по сей день ждёт своего решения", — заявил политолог.
С самого начала этого процесса, то есть со дня ареста и осуждения Рамиля Сафарова, некоторые международные обозреватели, с подачи армян, преподносили этот факт как случай, который сильно испортил азербайджано-венгерские отношения. Но уже на "Евровидении-2008", когда Азербайджан впервые выступил на этом престижном международном конкурсе, Венгрия была одной из двух стран (вторая страна — Турция, прим. автора), которая отдала азербайджанским певцам максимальное количество голосов. "Одним словом, вне зависимости от дела Сафарова, мы будем и дальше развивать наши двусторонние отношения. Это потребует определённого времени, поскольку сначала надо подписать необходимые политические документы, затем создать экономическую инфраструктуру, да и гражданам наших стран надо ближе познакомиться друг с другом. Дело Сафарова, конечно, в определённом смысле бросало тень, но в действительности никоим образом не повлияло на процессы интеграции и развития взаимоотношений", — считает Фархад Мамедов.