Репрессии в Краснодарском крае в преддверии Олимпиады продолжаются. После того как экологов занесли в список неблагонадежных, журналистов зачислили в шпионы, а гастарбайтеров отловили и депортировали без зарплат, дошла очередь и до черкесских активистов, которые уже много лет выступают против проведения Олимпиады "на костях предков", изгнанных или уничтоженных в период войны Российской империи с Османской. В пятницу восемь черкесов были задержаны в Адыгее, КБР и КЧР, отправлены в Краснодар, а в субботу отпущены после профилактической беседы.
Чтобы быть задержанным на юге России теперь не обязательно совершать противоправные деяния. Достаточно лишь оказаться потенциально опасным для будущей Олимпиады. Первым, пожалуй, пострадал краснодарский общественник и преподаватель университета Михаил Савва, против которого было заведено уголовное дело по экономической статье, а сам он помещен в СИЗО, хотя оснований для столь строгой меры пресечения не было. Неделю назад его наконец отпустили под домашний арест.
Читайте по теме: Время откручивать гайки перед Олимпиадой
В конце лета и начале осени под облавы попали иностранные рабочие на сочинских стройках. Их поместили в спецприемники и отправили на родину, хотя многие к тому моменту не получили зарплату за два-три последних месяца. В ноябре в Краснодарском крае объявили антитеррористические учения, жертвой которых сразу же стали правозащитники, экологи и даже иностранные журналисты, в которых подозревали шпионов. Их задерживали на несколько часов и с пристрастием допрашивали.
После этого удивляться "профилактическим" арестам черкесских активистов, которых схватили в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Адыгее и отправили на сутки в Краснодар, уже не приходится. Среди восьми задержанных были известные в медийной среде персоны: член Общественного совета СКФО, председатель общественного движения "Хасэ" Ибрагим Яганов, председатель национально-культурного центра "Абаза" Руслан Камбиев, координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш, руководитель общественного движения "Адыгэ Хасэ XXI век" Амин Зеховя, главный редактор черкесского портала Hekupsa Евгений Ташу.
Чем были опасны эти деятели, проживающие за пределами Большого Сочи, а многие и за пределами Краснодарского края? Все дело в проекте "геноцид черкесов", затеянном в Грузии еще во времена всесилия Михаила Саакашвили. Именно там родился лозунг "Не дадим провести Олимпиаду на костях предков", поддержанный не только черкесами, но и вайнахами — сторонниками террориста Доку Умарова.
Читайте подробней: Проект "Геноцид черкесов"
Грузинским парламентом был признан геноцид черкесов со стороны Российской империи, хотя в официальной российской трактовке события середины 19 века таковыми не являются. После победы над Османской империей российские войска жестоко подавляли сопротивление местного населения, которое симпатизировало туркам. Черкесы оказались перед нелегким выбором — принять подданство Российской империи и покориться, либо уйти вслед за турецкой армией. Геноцида в этническом смысле не было, хотя все эти исторические перипетии негативно отразились на развитии и численности черкесского народа как в России, так и за границей.
Многие российские черкесы грузинскую инициативу не поддержали, заявив, что это внутреннее дело России, но отношение к Олимпиаде у них все же было отрицательным. Очевидно, краснодарские правоохранители решили перестраховаться и отбить у черкесских активистов всякое желание противодействовать Играм в Сочи. В пятницу 13-го декабря на них прошла "облава", и восемь человек были этапированы в Краснодар. Сейчас все они на свободе. Объявлений им не предъявлено.
Сами черкесы также связывают задержания с Олимпиадой, хотя официальным поводом к ним и к обыскам был розыск некоего русского ваххабита Чернышова, якобы прошедшего военную подготовку в Афганистане. "Это был надуманный повод. Полагаю, этого Чернышова вообще в природе нет, — заявил в комментарии корреспонденту BigCaucasus Ибрагим Яганов. — Нужен был повод провести обыск и задержать. После проведения этого я и еще несколько моих соратников по черкесскому движению были задержаны. У всех были проведены обыски. Нас всех доставили в Краснодар. Был небольшой допрос, который длился буквально три минуты. Меня спросили, знаю ли я Чернышова. Я ответил, что не знаю. На этом допрос закончился. Все, что было потом, было похоже на дискуссию".
Следователи интересовались мнением черкесов об Олимпиаде в Сочи-2014, спрашивали об общественной деятельности, о черкесских интернет-изданиях. "Основной проблемой, я думаю, были наши контакты с черкесским центром в Тбилиси, — отметил наш собеседник. — Мы спорили и обсуждали эти моменты. Весь этот трехчасовой разговор в протоколе поместился на одном листе. Я был свободен в 18-30. В воскресенье в 7 часов утра я был уже дома".
Яганов называет произошедшее "акцией устрашения руководителей черкесских общественных организаций" и считает, что ее организовали в оправдание денежных средств, выделенных на обеспечение безопасности Олимпиады. Однако эффект был достигнут прямо противоположный. Несмотря на благополучный исход дела, в нескольких странах мира представители черкесской диаспоры в воскресенье успели провести пикеты и митинги в поддержку общественных деятелей и против нарушений прав человека в олимпийском регионе.
"Кроме негодования и возмущения со стороны черкесской общественности это никаких других результатов не дало, — уверен Ибрагим Хасанбиевич. — Задержанные — все законопослушные граждане, и всю свою деятельность они строят исключительно в поле закона. Обращаться с общественными деятелями таким образом, когда президент России часто говорит о гражданских институтах, о развитии межнациональных отношений — все равно что наносить удар по имиджу президента и Российской Федерации. В свете всего этого я думаю, что спецслужбы действуют весьма непрофессионально. Они подтвердили, что до правового государства России еще очень далеко".
Черкесы надеются, что виновные "в этой грубой демонстрации силы", будут наказаны, и подобное в отношении общественных деятелей не повторится. Обжаловать действия правоохранителей они не собираются, так как "судиться против Следственного комитета и Центра противодействия экстремизму и сепаратизму просто бессмысленно".
Что же касается позиции черкесов по Олимпиаде, то она после "дискуссии" со следователями нисколько не изменилась. "Я на той же позиции. Я против проведения Олимпиады, но никаких действий, направленных на срыв или отмену Олимпиады мы не производим, — подчеркнул Ибрагим Яганов. — У нас нет ресурсов для этого, и мы знаем, что это вне поля закона. Мы просто выразили свое отношение. В Сочи уничтожен национальный исторический пласт, связанный с черкесским этносом. Буквально бульдозером выскребли с Красной Поляны останки сотен сел, кладбищ, дольменов. Уничтожено много артефактов. Были найдены ценности, которые расхитили и продают на "черном рынке". Уничтожено много исторических предметов, которые для бульдозериста не представляли особой ценности. На сочинской Олимпиаде расхищены огромные средства, которые могли быть использованы более эффективно для развития инфраструктуры по всей России, и, в том числе, для развития нашего этноса. Мы все — налогоплательщики, и такое обращение к народному добру мы приветствовать не можем. Эта Олимпиада была построена не высококвалифицированными строителями, а гастарбайтерами, которым не заплатили. Соответственно, после Олимпиады это обернется экологической катастрофой. Да и проводить зимнюю Олимпиаду в единственном месте огромной большой холодной России, где субтропический климат, мы считаем неуместным актом. В связи со всем этим мы не можем поддержать Олимпиаду в таких формах. Хотя мы все за олимпийское движение. Сейчас пытаются разместить черкесскую символику и обозначить присутствие черкесского этноса, но мы думаем, что это надо было делать вовремя. Сейчас у черкесов сформировалось негативное отношение к сочинской Олимпиаде, и за оставшееся время изменить что-либо уже невозможно".
Светлана Болотникова